Таинства и требы
В Православной Церкви кроме участия в общих богослужениях и Таинствах, человек может прибегать к помощи священнодействий и молитвословий, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц - Треб.
Таинства в храме: Крещение и Миропомазание, Исповедь, Причащение и Соборование (возможно на дому немощных и болящих).
Требы в храме: Молебны (о здравии) и Панихиды (об упокоении). Молебен (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.) заказывают Спасителю, Божией Матери (разным ее образам, обращение к которым помогает при разных ситуациях и недугах) или почитаемым святым — по желанию прихожанина;
Церковные обряды: освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины, отпевание усопших, лития на кладбище;
Православные Таинства
Таинства - священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия. В Православии принято семь Таинств:
Крещение и Миропомазание
Исповедь (Покаяние)
Евхаристия (Причастие)
Елеосвящение (Соборование)
Брака (Венчание)
Священство
Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете.
О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Крещение и Миропомазание
Прежде чем человек становится членом Церкви Христовой, над ним свершаются эти два таинства
Принимая Святое Крещение или становясь крестным родителем (восприемником) для младенца нужно твердо знать – зачем вы это делаете. Ни в коем случае причиной не может служить слепое следование моде. К сожалению, сейчас многие люди принимают крещение неосознанно, без должной подготовки и внутреннего духовного настроя, что губительно сказывается на их дальнейшей христианской жизни. Этому способствовали годы безбожия и современная жизнь не может служить добрым примером для Православного христианина.
Крещаясь во имя Отца и Сына и Святого Духа человек должен иметь твердое намерение изменить свою жизнь. Становясь восприемником младенца человек должен быть воцерквленным (реальным, а не формальным членом Церкви) или иметь твердое намерение это сделать вместе со своим восприемником. В наши дни в Православных храмах России возрождается институт оглашения, существовавший в древней Церкви, который помогает всем новоначальным делать первые шаги в Православной вере. Для самостоятельного изучения можно использовать материалы сайта «Азбука Веры».
В Храме Александра Невского таинства Крещения и Миропомазания совершается по предварительной договоренности о дате и времени, и после предварительной беседы со священником. Договориться о времени беседы можно после воскресного Богослужения.
Исповедь (Покаяние)
Искреннее исповедание грехов и намерение исправить свою жизнь, не совершать грех
Таинство Церкви, которое дает нам возможность очистить душу от тяжести грехов и изменить свою жизнь. Мы все в жизни делали что-то не так, о чем после жалели. Грех в переводе с греческого означает «промах», и Исповедь помогает нам определить наши слабые духовные качества и не дать через них развиться страстям, идя верным путем, который указывает нам Господь. Собираясь на Исповедь человек должен вспомнить все свои грехи и принять решение отказаться от них в будущей жизни. Приходя на Исповедь, мы должны оплакивать содеянное нами и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо "...сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Псалтырь, 50 псалом, 19). Для тех, кто часто исповедуется, складывается определенный опыт подготовки к Исповеди. В этом помогает духовник. Но если вы ни разу с момента Крещения не были на Исповеди или были очень давно, то необходимо призвать на помощь соответствующую литературу. Хорошим пособием может являться «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Все грехи, которые вы вспомните от рождения необходимо записать, но не стоит сосредотачиваться на подробностях, а лишь на их сути. Нужно решительно отказаться внутри себя от каждого своего греха и если остаются сомнения – обязательно спросить совета у священника во время Исповеди.
Евхаристия (Причастие)
Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)
Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6, 56)
Эти слова из Евангелия от Иоанна говорят нам об абсолютной необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Покаяние очищает нас от скверных граней нашей души, а Причастие Тела и Крови Господних наполняет душу благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного Покаянием.
Таинство Евхаристии свершается на Божественной Литургии и все исповедавшиеся в этот день Причащаются Святых Христовых Таин.

Для принятия Тела и Крови Христовой нужна твердая уверенность избавиться от всех грехов, обязательное прохождение таинства Исповеди, чтение положенных молитвословий и пост в течение трех дней. Если возможности поститься или прочесть молитвы не было, то благословение на принятия Причастия необходимо получить у священника на Исповеди.
Подробнее о таинстве Причастия можно прочесть на сайте «Азбука Веры»

Елеосвящение (Соборование)
При помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа.
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15). В Таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости (но не утаянные намеренно!). А как болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела. Если же вы вспомните какие-то грехи прошлого, о которых не рассказали на Исповеди, об этом обязательно нужно рассказать духовнику. Некоторые из нерадивых христиан пренебрегают Таинствами церкви, по нескольку и даже помногу лет не бывают на Исповеди, не Причащаются. И когда сознают ее необходимость (или Господь приводит в храм немощными), то конечно трудно вспомнить все грехи за много лет соделанные. В этих случаях Оптинские старцы всегда рекомендовали таким раскаявшимся христианам принять участие сразу в трех Таинствах: Исповеди, Причащения Святых Тайн и Елеосвящения.
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов.
В приходских храмах таинство Соборования проходит несколько раз в год, как правило – во время постов. Уточнить время проведения таинства Елеосвящения можно в нашем храме за свечным ящиком.
По будним дням таинство Соборования совершается в Черниговском гефсиманском скиту (г. Сергиев Посад), подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, схему проезда и телефоны можно узнать на сайте подворья, обязательно уточняйте по телефону монастыря – совершается ли таинство в конкретный день, прежде чем отправиться в путь.
Таинство называется Соборованием потому, что его принято было совершать "собором" семи священников.
Венчание (Церковный брак)
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6)
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами.
Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны Исповедаться и Причаститься Святых Тайн. Возможно это сделать заранее, а не в день совершения Таинства, когда приуготовительные хлопоты отвлекают от молитвенного настроя.
Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
- Икону Спасителя
- Икону Божией Матери
- Обручальные кольца
- Венчальные свечи (продаются в храме)
- Белое полотенце (рушник для постилания под ноги)
По благословению священноначалия Русской Церкви для совершения Таинства необходима предварительная регистрация гражданского брака в ЗАГСе (подтверждается обязательным предоставлением Свидетельства о браке).

Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви:
- Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
- Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов не крещён и не собирается принять Крещения перед венчанием.
- Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак. Его необходимо получать в епархиальном управлении.
- Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.
- Не допускается совершение браковенчания между кровными родственниками (женихом и невестой), либо если между ними есть родство духовное (обретенное через восприемничество при крещении).
Таинство Браковенчания не совершается:
- накануне постных дней среды и пятницы (во вторник и четверг)
- в двухмесячный период, начинающийся за неделю до Великого поста и заканчивающийся спустя неделю после праздника Пасхи
- во время Петрова поста (до 11 июля)
- во время Успенского поста с 14 по 28 августа
- во время Филиппова (Рождественского) поста, и периода от Рождества Христова до Богоявления (святки) с 28 ноября по 19 января.
- накануне воскресных дней (в субботу), двунадесятых, великих и храмовых праздников, а так же 10 сентября (накануне дня Усекновения главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (накануне дня Воздвижения Креста Господня).
Условия приготовления к таинству Брака, порядок, день и время его свершения будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Договориться о встрече со священником можно в храме.
ЧТО ПРАВДА, А ЧТО ДОСУЖИЕ ВЫМЫСЛЫ?
Церковные таинства
Само это слово, тесно переплетающееся с понятием тайны, несет в себе что-то загадочное, вызывает благоговейный трепет. Неудивительно, что вокруг таинств возникает множество легенд, часто очень далеких от действительности.
Крестный: даритель подарков или восприемник?

Первое таинство, с которым человек сталкивается обычно еще в младенческом возрасте – крещение. Детей у нас крестит большинство родителей, при этом иногда просто отдавая дань традиции. Нередки случаи когда, к примеру, отец-атеист, не упускающий любого случая, чтобы высказать свои богоборческие взгляды, как само собой разумеющееся несет крестить своего новорожденного ребенка. На вопрос: «А для чего ты это делаешь, если не веришь в Бога?», разводит руками: так принято.
Отношение к таинству крещения зачастую бывает формальным. Родителей младенца больше заботит внешняя сторона процесса: выбрать храм «покрасивее», подготовить праздничный стол побогаче. Выбор крестных – отдельная тема. Зачастую предпочтение отдается друзьям или родственникам, исходя исключительно из сложившихся с ними отношений. Бывает, что потенциальный крестный имеет весьма смутные представления о православной вере, и выбор именно на него падает потому, что «человек хороший», будет крестнику дарить дорогие подарки на день рождения или с данным человеком просто «выгодно породниться», бывает и такое.
На самом деле основной задачей крестного является вовсе не дарение подарков на праздники. Другое название крестного – восприемник (то есть человек, воспринимающий ребенка из купели). Так как крестник еще слишком мал, чтобы самостоятельно постигать азы православной веры, именно крестный берет на себя ответственность перед Богом воспитать младенца православным христианином, и в будущем будет нести перед Богом ответ за то, как он справился с этой задачей.
Впрочем, отношение к крещению меняется, становится более вдумчивым. Все больше крещений проходит в нашем Александро-Невском храме. Отрадно наблюдать, что и родители, и крестные все серьезнее относятся к этому таинству, тщательнее готовятся, ответственнее выполняют свои обязанности. И, конечно, очень приятно видеть, что родители, окрестив малыша, начинают приносить «новоиспеченного прихожанина» на причастие, с младых лет приобщая к церковной жизни.

С крещением связано и другое таинство – миропомазание. Совершается оно один раз в жизни сразу после крещения. Через помазание священным миром только что крестившийся христианин получает силы Божьей благодати для укрепления в духовной жизни, освящается Святым Духом.
Венчается раб Божий

В постсоветские годы в нашей стране появилась настоящая мода на венчание. Много пар привлекал не истинный смысл этого таинства, а его красота и «запретность» в недалеком прошлом. Увы, венчание для многих стало просто данью моде, когда под венец шли люди не то, что не сильно знакомые с православием, но и в Бога особо не верующие. Ну а потом, согласно грустной статистике, количество разводов в нашей стране огромно, и распадаются, в том числе, и венчанные браки…

В последние годы отношение к венчанию меняется. Семейные пары, приходящие венчаться в наш Александро-Невский храм, в подавляющем большинстве идут не за «красивым обрядом». В браке, освященном Богом, легче переносятся семейные невзгоды, проще находить в себе терпение, учиться прощать и любить.
Исповедаться, причаститься и… умереть?

Крестится человек один раз, венчается чаще всего тоже единожды, хотя здесь возможны и варианты. А вот к таинствам исповеди и причастия можно приобщаться хоть каждую неделю, на Литургии.

Дети до 7 лет, называемые в церкви младенцами, перед причастием не исповедуются. В нашем храме на причастии все больше маленьких прихожан, иногда совсем крошечных, что видеть очень отрадно. Начиная с семилетнего возраста перед причастием необходима исповедь.

У людей, только делающих первые шаги на пути к православию, необходимость исповеди порой вызывает недоумение, а то и затруднение. Никого не убил, жене\мужу не изменяю, не ворую – вроде, каяться особо не в чем. Но когда человек начинает более глубоко изучать основы православного учения, глаза открываются, взгляд на окружающее меняется. Тогда и приходит понимание своей греховности: «Ибо какой вид греха я не соделал?».

В помощь исповедующимся написано много хороших книг, например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Перед причастием следует не только исповедаться, но и попоститься и прочитать специальные молитвы. Они печатаются в молитвословах, также их несложно найти в интернете на православных сайтах.

В таинстве причастия, называемом также таинством Евхаристии, верующий под видом хлеба и вина причащается Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, тем самым оставляя грехи и наполняя душу благодатью.

Почему-то в сознании очень многих отложилось, что исповедаться и причаститься нужно перед самой смертью. Так и всплывает перед глазами картинка: одр умирающей старушки, родные успевают пригласить священника, и вот бабушка слабым прерывающимся голосом начинает рассказывать о своих грехах молодости, а после причастия почти сразу отправляется в мир иной, успев-таки перед смертью облегчить душу и вымолить у Бога прощение. Этот образ настолько прочно засел в массовом сознании, что когда священник появляется, например, в больнице, пациенты начинают в ужасе от него шарахаться и прятаться. Видимо, рассуждают, что, если батюшка исповедует и причастит, то все, пришло время умирать.

Конечно, это огромное заблуждение. Исповедоваться и причащаться нужно на протяжении всей жизни, не оставляя возможности покаяться в своих грехах на самый последний момент – благоприятного случая может и не представиться.

А для людей болеющих, тем более, оказавшихся на больничной койке, исповедь и причастие становятся возможностью … исцелиться! Обычно мы видим в болезнях только внешнюю сторону и не хотим задумываться о том, что истоки многих заболеваний лежат значительно глубже, в сфере духовной. Жизнь, проведенная «как хочется» и «как получится», оставляет в душе тяжелый груз грехов, которые, накапливаясь, начинают разрушать нас изнутри. Отсюда и появляются наши болезни. Искреннее исповедание грехов и причащение помогают очистить душу, исцелиться духовно, а может быть, и физически. После этих таинств нет необходимости умирать. Наоборот, они пробуждают человека к новой жизни. Жизни с Богом.
Самое таинственное таинство
Наверное, самым таинственным таинством, уж простите за тавтологию, можно назвать соборование или, как его еще называют, Елеосвящение.
О нем люди знают мало, а потому, как и все малоизвестное, наделяют не присущими ему чертами и придумывают много легенд. И легенды эти опять какие-то мрачные. Например, о том, что собороваться следует только в состоянии тяжелой, практически смертельной болезни, а после совершения таинства ничего больше не остается, как со спокойной совестью умирать. И снова эти представления далеки от действительности.
В таинстве соборования при помазании тела елеем на больного призывается Божия благодать, исцеляющая немощи не только телесные, но и духовные.

А уж если человек болеет, то соборование ему крайне желательно и даже необходимо. После соборования совсем необязательно умирать. Даст Бог, будет человек жить дальше. Исцеленный от своих недугов, душевных и телесных.

А еще при соборовании прощаются забытые грехи.
Записки в храме
Зачем мы подаем записки, какие виды бывают
Самой частой требой, к которой прибегают большинство - подача записки в храм. Записки подаются накануне богослужений и имена из них прочитываются священниками и церковнослужителями во время богослужений.
Для поминовения подаются записки с именами живущих (О здравии) и с именами усопших (О упокоении). Следует помнить о том, что записка должна подаваться до начала богослужения, а сам человек должен молится о людях, указанных в записке во время службы, иначе будет соблюдаться лишь формальная составляющая, а молитва от сердца не будет совершена.
Подача записок без личной веры не имеет смысла и превращается в окультный обряд, а не благо.

В записке следует указывать не более 10 имен, это наиболее удобно для прочтения в храме. Вы можете подать записки через сайт или за свечным ящиком.
По традиции в храме с запиской подается жертвенная сумма, её размер условный и всегда собранные деньги идут на строительство и украшение храма, на социальное служение и помощь нуждающимся. Подача денег в храме за свечи или записки - ваше личное дело милосердия.
Записки можно подавать на одну службу, и на большее количество дней, но повторим - самое важное это ваше личное участие в молитве к Богу.
Как поминают усопших
В церкви есть несколько поминальных служб, на которых молятся об упокоении наших родных и близких.
Заказная записка
Многие из нас, заходя в храм, сразу пишут записки «О здравии» и «Об упокоении» и отдают их в церковную лавку. Поминать людей, указанных в записках, будут во время Божественной Литургии на Проскомидии. За поминаемого вынут частицу из просфоры, и погрузят ее в Чашу со Святыми Тайнами. Верующий, за которого приносят на престоле эту очистительную жертву, получает благодать и отпущение грехов. Это самое важное поминовение.
Записки лучше подавать до начала службы, чтобы потом никого не отвлекать. Вписывая имена, не пытайтесь вместить как можно больше – их должно быть удобно читать. Пишите разборчивым почерком, можно печатными буквами. Если вы хотите помянуть очень много близких, лучше написать два-три записки.
Имена пишутся в родительном падеже («кого?», например, Николая, Марии), используются полные формы (Николая, а не Коли). В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства, звания и пр., но есть некоторые общепринятые обозначения. Например, мл. означает младенец, то есть ребенок до 7 лет, отр. - отрок (от 7 до 14 лет), бол. – болящий, в. – воин, закл. – заключенный, пут. – путешествующий, уб. – убиенный и т.д.
Не нужно писать «заблудшего», «нуждающегося» и пр.
Если человек умер недавно, меньше, чем за 40 дней, пишут «новопреставленный». Если день, когда проходит поминовение, имеет значение в жизни усопшего (день именин, день смерти), то покойный именуется «приснопамятным».
Лития
Службу о поминовении усопших служат не только в церкви, но и на кладбище. В поминальные дни на нашем кладбище можно отслужить литию по усопшему. Договариваться о такой службе нужно заранее с настоятелем храма о.Артемием.
Сорокоуст, поминание на длительный срок
Можно подать записку не на один раз, а сразу на некоторый срок – 40 дней, полгода, год, пять лет.
Сорокоустом называется поминание на сорок дней (может быть как об упокоении, так и о здравии). То есть каждый день, в течение сорока дней, из просфоры будет изыматься частица. Можно заказать поминовение и на более длительный срок.
Когда храм строится, можно заказать вечное поминание, то есть пока храм будет стоять, каждый день в его стенах будут поминать ваших родных и близких. В нашем Александро-Невском храме у нас все еще есть «именные кирпичики». Записанные на них имена будут поминаться в стенах храма до тех пор, пока он существует.

Панихиды
Помимо общих богослужений, таких как литургия, вечерня, утреня, есть частные богослужения, которые называются требами (совершаются по требованию прихожан). Это могут быть молебны о живых и панихиды об усопших.
В Александро-Невском храме панихиды служатся после каждой литургии по субботам, воскресениям, праздникам. Заказать панихиду можно там же, куда вы подаете записки – за свечным ящиком.
Помните, что все службы в церкви заказываются только за православных христиан.

Панихидный стол
По старинному обычаю рядом с кануном (квадратным подсвечником, куда ставят свечи за усопших), в храмах ставят панихидный стол, на котором прихожане оставляют различные продукты. Это пожертвования, милостыня за наших усопших. Когда-то давно был обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили бездомных, нищих, сирот, чтобы за умершего многие молились.
Обычно на поминальном столе оставляют крупы, муку, масло, но не только. Не принято приносить в храм мясную пищу.
Made on
Tilda