Церковные таинства… Само это слово, тесно переплетающееся с понятием тайны, несет в себе что-то загадочное, вызывает благоговейный трепет. Неудивительно, что вокруг таинств возникает множество легенд, часто очень далеких от действительности. Что же представляют из себя церковные таинства, что из рассказываемом о них правда, а что – лишь досужие вымыслы?
Крестный: даритель подарков или восприемник?
Первое таинство, с которым человек сталкивается обычно еще в младенческом возрасте – крещение. Детей у нас крестит большинство родителей, при этом иногда просто отдавая дань традиции. Нередки случаи когда, к примеру, отец-атеист, не упускающий любого случая, чтобы высказать свои богоборческие взгляды, как само собой разумеющееся несет крестить своего новорожденного ребенка. На вопрос: «А для чего ты это делаешь, если не веришь в Бога?», разводит руками: так принято.
Отношение к таинству крещения зачастую бывает формальным. Родителей младенца больше заботит внешняя сторона процесса: выбрать храм «покрасивее», подготовить праздничный стол побогаче. Выбор крестных – отдельная тема. Зачастую предпочтение отдается друзьям или родственникам, исходя исключительно из сложившихся с ними отношений. Бывает, что потенциальный крестный имеет весьма смутные представления о православной вере, и выбор именно на него падает потому, что «человек хороший», будет крестнику дарить дорогие подарки на день рождения или с данным человеком просто «выгодно породниться», бывает и такое.
На самом деле основной задачей крестного является вовсе не дарение подарков на праздники. Другое название крестного – восприемник (то есть человек, воспринимающий ребенка из купели). Так как крестник еще слишком мал, чтобы самостоятельно постигать азы православной веры, именно крестный берет на себя ответственность перед Богом воспитать младенца православным христианином, и в будущем будет нести перед Богом ответ за то, как он справился с этой задачей.
Впрочем, отношение к крещению меняется, становится более вдумчивым. Все больше крещений проходит в нашем Александро-Невском храме. Отрадно наблюдать, что и родители, и крестные все серьезнее относятся к этому таинству, тщательнее готовятся, ответственнее выполняют свои обязанности. И, конечно, очень приятно видеть, что родители, окрестив малыша, начинают приносить «новоиспеченного прихожанина» на причастие, с младых лет приобщая к церковной жизни.
С крещением связано и другое таинство – миропомазание. Совершается оно один раз в жизни сразу после крещения. Через помазание священным миром только что крестившийся христианин получает силы Божьей благодати для укрепления в духовной жизни, освящается Святым Духом.
Венчается раб Божий
В постсоветские годы в нашей стране появилась настоящая мода на венчание. Много пар привлекал не истинный смысл этого таинства, а его красота и «запретность» в недалеком прошлом. Увы, венчание для многих стало просто данью моде, когда под венец шли люди не то, что не сильно знакомые с православием, но и в Бога особо не верующие. Ну а потом, согласно грустной статистике, количество разводов в нашей стране огромно, и распадаются, в том числе, и венчанные браки…
В последние годы отношение к венчанию меняется. Семейные пары, приходящие венчаться в наш Александро-Невский храм, в подавляющем большинстве идут не за «красивым обрядом». В браке, освященном Богом, легче переносятся семейные невзгоды, проще находить в себе терпение, учиться прощать и любить.
Исповедаться, причаститься и… умереть?
Крестится человек один раз, венчается чаще всего тоже единожды, хотя здесь возможны и варианты. А вот к таинствам исповеди и причастия можно приобщаться хоть каждую неделю, на Литургии.
Дети до 7 лет, называемые в церкви младенцами, перед причастием не исповедуются. В нашем храме на причастии все больше маленьких прихожан, иногда совсем крошечных, что видеть очень отрадно. Начиная с семилетнего возраста перед причастием необходима исповедь.
У людей, только делающих первые шаги на пути к православию, необходимость исповеди порой вызывает недоумение, а то и затруднение. Никого не убил, жене\мужу не изменяю, не ворую – вроде, каяться особо не в чем. Но когда человек начинает более глубоко изучать основы православного учения, глаза открываются, взгляд на окружающее меняется. Тогда и приходит понимание своей греховности: «Ибо какой вид греха я не соделал?».
В помощь исповедующимся написано много хороших книг, например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина.
Перед причастием следует не только исповедаться, но и попоститься и прочитать специальные молитвы. Они печатаются в молитвословах, также их несложно найти в интернете на православных сайтах.
В таинстве причастия, называемом также таинством Евхаристии, верующий под видом хлеба и вина причащается Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, тем самым оставляя грехи и наполняя душу благодатью.
Почему-то в сознании очень многих отложилось, что исповедаться и причаститься нужно перед самой смертью. Так и всплывает перед глазами картинка: одр умирающей старушки, родные успевают пригласить священника, и вот бабушка слабым прерывающимся голосом начинает рассказывать о своих грехах молодости, а после причастия почти сразу отправляется в мир иной, успев-таки перед смертью облегчить душу и вымолить у Бога прощение. Этот образ настолько прочно засел в массовом сознании, что когда священник появляется, например, в больнице, пациенты начинают в ужасе от него шарахаться и прятаться. Видимо, рассуждают, что, если батюшка исповедует и причастит, то все, пришло время умирать.
Конечно, это огромное заблуждение. Исповедоваться и причащаться нужно на протяжении всей жизни, не оставляя возможности покаяться в своих грехах на самый последний момент – благоприятного случая может и не представиться.
А для людей болеющих, тем более, оказавшихся на больничной койке, исповедь и причастие становятся возможностью … исцелиться! Обычно мы видим в болезнях только внешнюю сторону и не хотим задумываться о том, что истоки многих заболеваний лежат значительно глубже, в сфере духовной. Жизнь, проведенная «как хочется» и «как получится», оставляет в душе тяжелый груз грехов, которые, накапливаясь, начинают разрушать нас изнутри. Отсюда и появляются наши болезни. Искреннее исповедание грехов и причащение помогают очистить душу, исцелиться духовно, а может быть, и физически. После этих таинств нет необходимости умирать. Наоборот, они пробуждают человека к новой жизни. Жизни с Богом.
Самое таинственное таинство
Наверное, самым таинственным таинством, уж простите за тавтологию, можно назвать соборование или, как его еще называют, Елеосвящение. О нем люди знают мало, а потому, как и все малоизвестное, наделяют не присущими ему чертами и придумывают много легенд. И легенды эти опять какие-то мрачные. Например, о том, что собороваться следует только в состоянии тяжелой, практически смертельной болезни, а после совершения таинства ничего больше не остается, как со спокойной совестью умирать. И снова эти представления далеки от действительности.
В таинстве соборования при помазании тела елеем на больного призывается Божия благодать, исцеляющая немощи не только телесные, но и духовные.
А уж если человек болеет, то соборование ему крайне желательно и даже необходимо. После соборования совсем необязательно умирать. Даст Бог, будет человек жить дальше. Исцеленный от своих недугов, душевных и телесных.
А еще при соборовании прощаются забытые грехи.
Всего в Православии 7 таинств. Мы не назвали Таинство Священства или Рукоположение. О священниках и их жизни легенд тоже придумано немало, но это уже тема для отдельного разговора.