Даже люди далекие от церкви, знают, что в августе у православных – праздники Спаса, причем целых три: Медовый, Яблочный и Ореховый. Что обозначают эти праздники и откуда они пошли?
Медовый
Медовый Спас – самый ранний. Иногда его так и называют – Первый Спас, а также Спас на воде, Маковый Спас (наши предки в этот день собирали мак). Медовый Спас приходится на первый день Успенского поста, 14 августа по новому стилю, в этот день отмечают Происхождение (изнесение) древ Креста Господня.
Праздник был установлен в IX веке в Константинополе. Сначала был местным, а в XII-XIII веках его утвердили во всех Православных церквях.
Происхождение праздника такое: раньше для профилактики заболеваний, которые часто бывали в августе, в Константинополе утвердился обычай – выносить в этот день Крест Господень. Именно его животворящая сила и была главным оружием в борьбе с массовыми болезнями. Кстати, это не просто верование, а исторический факт. Со временем крест утратили, после чего в этот день начали освящать первые соты меда, они как раз были наполнены, что и послужило появлению названия праздника Медовый Спас.
Русское название праздника «происхождение» является не совсем точным переводом греческого слова, означающего торжественную церемонию, крестный ход. Именно поэтому в название добавили слово «изнесение».
В этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, его благословляют в пищу. Наши предки на Медовый Спас традиционно угощались медовыми пряниками, блинами с медом.
В этот день на Руси освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестные ходы на родники и водоемы, освящая воду. После крестного хода обычно купались и купали домашний скот. После Спаса купаться переставали – считалось, что лето клонится к закату.
Помимо Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня Русская Православная Церковь в этот день почитает Всемилостивого Спаса и Пресвятую Богородицу, а также Семь ветхозаветных мучеников Маккавеев (отсюда традиции, связанные со сбором мака и употреблением его в пищу).
Праздник в честь Спаса и Богородицы установил Андрей Боголюбский в 1164 году в ознаменование победы над волжскими булгарами. Благоверный князь взял с собой в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов. Перед битвой князь усердно молился, прося защиты и покровительства, и одержал победу. В тот же день благодаря помощи свыше Ромейский император Мануил стал победителем в сражении над сарацинами.
Яблочный
Яблочным Спасом называют праздник Преображения Господня, которое описано в Евангелиях: однажды Иисус Христос, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:28-29). Вскоре «явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк.9:4). «Они говорили с Ним об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). И «явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк.9:34-35).
Яблочный Спас празднуют 19 августа по новому стилю. Наши предки обычно до этого дня не ели яблоки и блюда из них, а в сам Яблочный Спас яблоки освящают и обязательно употребляют в пищу.
Преображение Господне относится к числу двунадесятых великих праздников. Имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 26 августа.
Яблочный Спас также называют «первыми осенинами» – встречей осени. Считают, что этот праздник должен напоминать людям о необходимости духовного преображения. В этот день традиционно сначала угощали яблоками близких, родных, а также неимущих, сирот, а потом ели сами.
Холщовый
Третий Спас, Ореховый Спас, а также Холщовый Спас, Хлебный Спас празднуют 29 августа. У каждого называния свое объяснение.
Холщовый Спас – день перенесения нерукотворного Образа Спасителя – куска ткани, на которой проявился лик Иисуса Христа. По преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотенце, которым Христос вытер лицо. Этот образ хранился в сирийском городе Эдессе. Когда город захватили арабы, византийский император Константин велел выкупить Образ, в 944 г. его перенесли в Константинополь.
Ореховым праздник называется потому, что к этому дню окончательно созревают орехи. Наши предки начинали есть их именно с этого дня.
Хлебным Спасом праздник назвали потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывали окончание жатвы хлебов. На Хлебный Спас пекли пироги из муки нового урожая.